http://forumfiles.ru/files/0001/31/13/43786.css
http://forumfiles.ru/files/0001/31/13/51445.css

~ Альмарен ~

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ Альмарен ~ » ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАЛ » КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ†n¤


КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ†n¤

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ

Игровые мифы об оружии, часть 1. Или «сколько у нас мечей, Карл?»

Миф 1. Каждому по мечу.
Этот миф воспет в фильмах, в играх каждый первый щеголяет клинком ручной ковки из сверхкрепкой стали… Но, к сожалению, реальность средневековья была гораздо прозаичнее. И гораздо архаичнее в плане вооружения. А главная причина в том, что меч – был ОЧЕНЬ дорог. Настолько, что хороший клинок передавался от отца к сыну из поколения в поколение.
Почему?
Потому что изготовление хорошей стали, закалка, отпуск и собственно ковка такого клинка могли длиться месяцами. Лишь такие технологические сложности позволяли достичь нужной гибкости, твердости и упругости клинка при сохранении его прочности и небольшого веса. Хороший меч стоил настолько дорого, что позволить себе его могли лишь благородные рыцари и те, для кого меч был инструментом заработка.
Например, часто упоминаемые ландскнехты. Но это совсем другая история.

Миф 2. Шашки наголо или вооружение пехоты.
Этот миф тоже часто встречается и в литературе, и в кинематографе. Ополчение, вооруженное мечами. В каждом осажденном городе обязательно есть склад, где лежит сотня-другая клинков, с которого их раздают всем необученным гражданам, чтобы они доблестно защищали стены города.
Но все это – сильное отклонение от правды. Склад был. Только очень редко на нем находились именно мечи – это слишком дорого, как уже описано выше. А вот копья, алебарды, палицы, топоры – там были. И оружием ополчения всегда были именно простые и знакомые каждому селянину версии привычных инструментов. Потому что дешево и почти не требует обучения владению, ведь начальные навыки пользования рогатиной, топором, молотом или цепом в то время были у всех простолюдинов.
Из этого проистекает следующий миф.

Миф 3. Владение мечом – это просто.
Да, это настолько просто, что мечник начинал тренироваться с раннего возраста и не переставал… никогда. И все школы фехтования – лишь для отвода глаз и отмыва денег (пусть в то время мало кто знал это понятие, но казнокрадство никто не отменял).
Фактически, хороший мечник – это не самая распространенная боевая единица. Ибо это дорого и сложно. Очень дорого и очень сложно.
Для оценки именно сложности правильного владения клинковым оружием приведу для ознакомления лишь одну статью с профильного ресурса профессиональных реконструкторов. И в ней описан лишь один маленький нюанс использования меча:
http://sword.ru/?p=899
И архив видео с тренировок
http://sword.ru/?category_name=video-training

Миф 4. Двуручный и полуторный меч – это медленно. Очень медленно.
Этот миф основан на игровом убеждении, что двуручник весит очень много, а полуторник чуть-чуть меньше. Но фактический вес реальных двуручных мечей не превышал 6 (!) килограммов (есть, конечно, двухметровые хардсворды весом в 8 кг, но все же это не самый распространенный вариант меча). Полуторник же весил не больше 2,5 килограммов. При этом они обладают в большинстве своем отличным балансом, что не перегружает так сильно мышцы рук и спины, как те же топоры или молоты, с которыми многие и сравнивают этот вид вооружения. И для тренированного человека этот вес становится уже не столь существенен. А все мечники – люди очень тренированные, как уже было сказано выше.
Двуручный меч инертнее одноручного меча, обладает меньшей свободой движений, но никак не медленнее.

Большинство связок в конце видео будут видны только на замедленном повторе. И если кто-то подумает, что это пластик, присмотритесь к искрам. Пластик при ударе искр не дает.
Так что повторюсь, двуручные мечи – это о-о-очень медленные штуки (сарказм).
Ну а полуторники – это очень длинный меч с возможностью хвата двумя руками.
http://vk.com/video1220581_160876640?ha … f2afc20773
Тоже, как видно, чрезвычайно медленная и неудобная никому не нужная фигня.

И еще одно общее уточнение. На Альмарене у нас как-никак 11-13 век (как заведено в правилах и описании мира). И именно это период и надо рассматривать, как отправной. Возможны какие-то отклонения, появления более современных техник боя или оружия, но в целом идет соответствие именно этому времени.

Отредактировано Шантара (30-10-2015 11:28:29)

+5

2

Внесла изменения и уточнения в текст.
За них благодарю бронированного демоняху Кельтазара.

0

3

Шпага и рапира  – мифы и реальность.

float:leftДумаю, все знают о таком оружии как шпага. В фильмах, посвященных XV-XVII векам в Европе можно часто увидеть каноничные шпаги – тонкие и гибкие. Но правильно ли называть их шпагами? Попробуем выяснить. Итак, первая шпага появилась в начале-середине XV века в Испании. Основной причиной ее появления стало то, что в те времена доспехи стали уже настолько крепкими, что рубящие удары просто-напросто начали терять свою актуальность, а вот колющие удары в сочленения доспехов по-прежнему оставались крайне эффективны, что привело к появлению клинков с более узким и длинным лезвием, эффективным для ударов в сочленения доспехов.
Вот тут то мы и видим первое противоречие. Во-первых, доспехи тех времен были настолько хорошо проработаны, что даже удары в сочленения (которых, к слову, и так оставалось немного) были малоэффективны, а во-вторых, как бы круто это ни выглядело в теории, попасть в сочленение доспеха противника, который не только не стоит на месте, изображая мишень, но еще и пытается убить вас, крайне сложная задача. «Тогда в чем же причина появления шпаги?» - спросят многие. Ответ прост – именно в те времена начало получать распространение пороховое оружие, тяжелые, скафандроподобные доспехи утратили свой защитный потенциал, и на смену им пришли более легкие и дешевые доспехи, обеспечивающие хорошую подвижность.  Соответственно, значение веса меча начало уходить на второй план, ведь теперь прорубать доспехи было куда проще, и постепенно клинки мечей стали Уже, обеспечивая большую скорость удара. Так и появились первые шпаги – колюще-рубящие мечи (а не рубяще-колющие, как прежде). Но вот только боевые шпаги, предназначенные для армии, были лишь немногим уже одноручных мечей. Тогда возникает еще один вопрос: «Почему в книгах и фильмах шпаги не похожи на реальные боевые шпаги?».
float:rightДля того, чтобы разобраться в этом, нужно перенестись с полей сражения в мирские будни. Здесь в то же время получил распространение «гражданский» вариант шпаги с очень тонким клинком для облегчения веса. Такие шпаги получили название «рапира» и использовались в основном в мирные времена для самообороны и на дуэлях, где доспехи отсутствовали, и рубящие удары, применяемые как раз против доспешных противников, были ненужны, в силу большей затраты сил и времени на размах и нанесение самого удара. То бишь, рапиры никогда не использовались на войне, оставаясь гражданским видом вооружения. Хотя заточка по бокам клинка и сохранилась, в качестве рубящего оружия рапира не применялась. Но и это еще не конец.
Постепенно, в силу распространения на поле боя более грубого, но эффективного оружия (к примеру, палашей) боевая шпага стала вытесняться с полей боя, медленно перекочевывая в будничную жизнь, и к XVII веку шпагу и рапиру уже трудно было отличить – лишь длина клинка и стиль сражения по-прежнему различали их между собой.  Со временем распространение стиля сражения «от кисти» привело к еще большему уменьшению веса шпаги и отмиранию в ней элементов, отвечающих за рубящие удары. В конце концов, появились гражданские и придворные шпаги, практически неотличимые от рапир, что и внесло путаницу в классификацию двух совершенно разных видов оружия. Такие шпаги дожили  до XIX – XX веков, правда, играли они по большей части декоративную функцию в парадной одежде.

Отредактировано Майкл Стрейд (30-03-2016 11:40:27)

+2

4

Каждый из мифов - разбит и разрушен в пух и прах. Сам убедился на личном опыте, ибо хожу в клуб исторических реконструкций и всё на себе испытывал. Разве что двуручник немного проигрывает одноручнику, но один из товарищей одет ещё и в мощный латный доспех, но порхает как бабочка в нём просто. Сам раньше во всё это не верил, но убедившись сам, больше никогда не стану утверждать обратное. В особенности касательно тренировок. В день по нескольку часов. Не столько с партнёром, сколько один, на специальном тренировочном снаряде, например на балде. Это просто - соединяется длинной цепью несколько автомобильных шин и по ним наносятся удары. Одной рукой, другой, обеими, щитом, в доспехе. Так что ребятки - это очень тяжёлый труд. Ну и да, даже наши мечи стоят примерно от 8000 рублей. Сами делаем, сами продаём, кстати.

+1

5

Сабли

Ну что могу сказать. Я думаю, что Альмореновская среда способна перенять такое рубяще-режущее клинковое оружие, как "Сабля".  "Сабли" весьма удивительны и разнообразны. Основной особенностью сабель является однолезвийность  и характерный изгиб в сторону обуха. Сабли бывают разной формы и разного размера. Самая простая сабля имеет примерно такие вот параметры: Средняя длина клинка — 80—110 см.  И дабы не изобретать велосипед  предоставляю уже известные данные. Сабли в различных модификациях были широко распространены в Восточной Европе и Азии в период с IX по XX века как основное холодное оружие конницы и частично — пехоты. По основным физическим признакам, так называемый «японский меч» тоже является саблей. В Западной Европе сабля получила распространение достаточно поздно, в XIV—XIX веках. Из-за ряда своих боевых качеств и удобства использования сабля частично или полностью вытеснила мечи и другие виды клинкового холодного оружия во многих европейских странах.
Некоторые виды сабель:

float:rightКилич
Средняя ширина клинка составляет около 4 см, ширина елмани, находящейся на 1/3 клинка — 5—5,5 см. Клинок, для уменьшения веса сабли, делался тонким, поэтому для компенсации прочности отличался резко расширяющимся обухом. В области елмани обух отсутствовал. Под обухом делался декоративный дол. Кривизна клинка — значительная, при этом максимальный изгиб приходилась на область близ начала елмани. Длина клинка колебалась от 60 до 90 см, но чаще составляла 70—75 см. Сабли могли украшаться золотой или серебряной насечкой, реже — глубокой инкрустацией. Украшения располагались на голоменях в нижней и верхней части клинка, а также на обухе. Центр удара, находящийся в начале елмани, мог выделяться декоративным элементом. Рукояти сабель, как правило, снабжались двумя костяными накладками, крепящимися к хвостовику при помощи двух заклёпок. Иногда, для более удобного удержания, черен отличался волнистыми выемками для пальцев, и был овальным в сечении. Рукоять заканчивалась загнутым в сторону лезвия скруглением, в котором иногда было отверстие для темляка. Встречались рукояти и других типов. Крестовины, чаще всего, латунные.

float:leftКатана
Да - да -да. Как уже было написано выше - Японский меч тоже является сабельным оружием.
Длинный японский меч (дайто:). В современном японском слово «катана» также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары.

В идеале я должен добавить ещё куча всего, но мне так лееееень... зачем вообще я всё это делаю? Ну пусть будет.

Отредактировано Райнер Экхард (01-08-2016 00:46:51)

+2

6

Клинковое оружие.
Когда встает вполне закономерный вопрос почему я выбрал парные мечи, я всегда отвечаю одно: "Да, мне захотелось побыть крутым."
Но, сперва нужно разобраться в самом понятии "меч".
http://s5.uploads.ru/t/BqlbX.png

Меч — вид холодного оружия с прямым клинком, предназначенный для рубящего удара или рубящего и колющего ударов, в самом широком смысле — собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.
В современно историческом оружиеведении принято более узкое определение меча: наступательное оружие с обоюдоострым прямым клинком длиной более 60 сантиметров, предназначенное прежде всего для рубящих ударов. Оружие с однолезвийным прямым клинком относится к палашам. Да. Самурайская катана - это палаш, а не меч.
Схожее определение содержится и в национальном стандарте:
Контактное клинковое колющее и рубящее оружие с прямым средним или длинным массивным двухлезвийным клинком. Тем не менее, в обиходе к мечам часто ошибочно относят различные виды оружия с изогнутым клинком, в частности — японское оружие, включая катану и вакидзаси, относимое по стандарту к двуручным саблям (сами японцы тоже чётко отличают оружие с прямым обоюдоострым клинком — «цуруги», 剣 — от оружия типа катаны, обозначаемого иероглифом 刀, который в разных случаях может читаться различным образом), а также оружие с прямым клинком с односторонней заточкой, которое относится либо к палашам, либо к боевым ножам, тесакам и так далее — в частности, фальшион. Такие виды оружия, как шпага и рапира, тоже порой причисляют к мечам, что не совсем верно — в существующей классификации они выделяются в самостоятельные типы холодного оружия наравне с мечом, хотя и связаны с ним своим происхождением.
Следует также иметь в виду, что в других языках принято своё, специфическое словоупотребление, отличное от принятого в отечественной оружиеведческой традиции. В частности, в целом ряде языков рубящее клинковое оружие с прямым и изогнутым клинками терминологически никак не разделяется, называясь словом, которое на русский язык обычно переводится как «меч», но на самом деле может соответствовать в данном контексте и иным типам клинкового холодного оружия. А, например, английское sword в широком смысле может обозначать как оружие с односторонней заточкой, так и обоюдоострое, как с прямым, так и с изогнутым клинком, — для указания же конкретного типа используются уточняющие прилагательные и префиксы (dress-sword — букв. «костюмный меч», то есть лёгкая шпага, носимая с гражданским платьем; back-sword — букв. «меч с обухом», однолезвийный, включая палаш и саблю; и так далее).
Славянское слово меч (чеш. meč, словен. meč, польск. miecz, босн. mač, хорв. mač) считается заимствованным из готского язык, куда оно могло попасть из региона античного мира (греч. μάχαιρα — нож, лат. machaera — ср. мачете). Согласно другой версии, «меч» — общеславянское слово, происхождение которого ныне неизвестно (сближается с др.-герм. maki — «меч», груз. maxva «меч» < «острый. См. также общеславянское «метить», от того же корня, что готское maitan «рубить, резать». Возможно также, что греческие и готские слова, от которых якобы произошло слово «меч» согласно первой из заявленных версий, напротив есть продукт заимствования из славянского языка.
http://s5.uploads.ru/t/c6fD7.png

По способу и механизму нанесения повреждений цели мечи делят на рубящие, рубяще-колющие, колюще-рубящие, колющие.
Парные мечи- это один из типов оружия ближнего боя. Включает в себя как парную версию длинных клинков типа Мечи и Мачете, так и оригинальное парное оружие, не имеющее одиночного аналога. Один из наиболее многочисленных классов.
Парные мечи, наряду с Мечами являются, один из универсальных и сбалансированных типов оружия ближнего боя. Характерной чертой парных мечей считается возможность одновременно атаковать до 3х целей на средней дистанции. По остальным показателям в рамках одного класса парные клинки могут кардинально различаться между собой. Оружие такого типа обладает преимущественно средним базовым уроном, что компенсируется либо высоким шансом критической атаки, либо статусом, либо высокой скоростью нанесения ударов.
Таким образом, Парные мечи имеют немного общих параметров, отличающих их от другого холодного оружия.
Общий урон: низкий-средний
Скорость атаки: средняя-высокая
Статус: средний-высокий
Радиус атаки: средний
Задевает целей при обычной атаке: 3 цели.
Плюсы и минусы. Здесь повнимательнее.
Главный плюс парного оружия – это возможность одним оружием защититься, а другим нанести атаку. Этого же эффекта с большей лёгкостью можно добиться с помощью щита, особенно если фехтовальщик с парным оружием привык защищаться только левым клинком, а атаковать только правым. Техника, в которой защита выполняется той рукой, которой удобно, а атака – оставшейся, гораздо прогрессивнее, но и сложнее. По сути, пока она не освоена, никаких преимуществ два меча не дадут вообще.
Также к плюсам можно отнести расширенные возможности по защите от нападающих противников, но это опять же легко делается со щитом. Ещё – возможность защититься от более массивного оружия, приняв его на «ножницы», но тут опять же щит надёжнее. Неожиданные комбинации атак? Да, наверное. Но на практике не такие уж они и неожиданные.
Теперь минусы. Главный из них – это сравнительная слабость каждого оружия. Даже если сравнивать с чем-то одноручным, а не полуторным или двуручным: когда вам нужно управлять двумя мечами, вспомогательный ресурс вашего тела распределён на поддержку каждого меча, и в результате в любой момент любому одному из мечей достаётся сравнительно мало поддержки. Вы не так сильно вкладываетесь в удар, рассчитывая взять не качеством, а количеством. Это не значит, что так делать нельзя, но минус есть минус.
Отсюда же следует сравнительно низкая скорость, если только оружие не очень лёгкое, повышенные требования по координации (управлять двумя мечами действительно сложнее, чем одним, хотя и не настолько сложнее, как многим кажется), повышенный расход выносливости.

Тактика и техника
Если вы всё ещё хотите пользоваться двумя мечами, то вам нужно освоить несколько базовых принципов работы и понять основные проблемы, с которыми придётся столкнуться.
Стойка
Самураи ставят вперёд короткий меч либо идут строго фронтально. Дуэлянты могут выставить вперёд как короткий клинок, так и длинный. На мой взгляд, если бой идёт не на диких скоростях, или если вы просто тренируетесь в принципе – следует выставлять вперёд короткий клинок. В этом случае вам придётся им пользоваться, в противном же он просто будет мешать. В бою против быстрого рапириста-шпажиста-саблиста подобная стойка нерациональна, там короткий клинок-дага гораздо полезнее на второй линии обороны. Если вы выставили вперёд короткий меч, то имеет смысл держать его повыше, а длинный – пониже. Или наоборот, но так лучше, поскольку коротким сложнее прикрывать ноги.

Приёмы. Не, ну а вдруг вы все же решились попробовать.
Тактически нет никакой сложности в работе двумя мечами. Технически это сложно только поначалу, причём не только для новичков: вы можете уметь прилично фехтовать, но первый раз взяв в руки два меча, скорее всего, столкнётесь с некоторым собственным ступором. Ничего страшного, он вполне преодолим.
Не старайтесь одновременно бить двумя мечами. Лучше по очереди, их так труднее отбить.
С защитной дагой на второй линии обороны всё просто.
Дага нужна для того, чтобы преимущественно кистевыми движениями выводить уколы из вашего силуэта. Если противник решает сделать выпад, игнорирующий ваш длинный меч (это может быть результатом успешной провокации), то вы можете отбить его выпад дагой и, с минимальным разрывом по времени, провести стремительную контратаку длинным мечом. В большинстве случаев противник будет пытаться сначала что-то сделать с вашей рапирой, и его атака, скорее всего, будет ослаблена взаимодействием с ней – её взять дагой достаточно просто.
Рекомендую для начала просто встать с партнёром, выдать ему шпагу, самому взять дагу в левую руку, правую без оружия выставить вперёд и пробовать отбивать его уколы именно дагой. Потом добавьте оружие и переходите к контратакам.
С атакующим коротким мечом всё несколько более разнообразно, но тоже достаточно просто.
Для начала рекомендую освоить ножницы: приём вражеского удара на два своих скрещенных клинка. Ножницы можно и нужно научиться ставить под любым углом. После фиксации вражеской атаки один меч, обычно короткий, продолжает контролировать оружие противника, а другим наносится контратака.
Пробуйте одним мечом парировать удар или сразу же захватывать выставленное оружие противника для увода его в сторону, а другим тут же атаковать. Интересно работают последовательные атаки с разных сторон и на разных уровнях, их сложно взять.
Против полуторного или двуручного оружия
Не пытайтесь фехтовать одной рукой. Старайтесь принимать удар на ножницы, если уж вообще собираетесь его принимать. Если не выходит, то старайтесь усиливать защиту вторым мечом. Допустим, вас ударили слева сбоку, вы поставили блок коротким мечом – но удар может быть слишком силён, поэтому вы с минимальным запозданием ставите ещё один блок длинным мечом, если нужно, и только потом, возможно, переходите к контратаке. Если не нужно, то, конечно, просто контратакуете.
Стремитесь сбить противнику чувство дистанции. Если его оружие не полуторное (европейский длинный меч, катана), а двуручное, то он, скорее всего, будет несколько предсказуем в своих действиях и перемещениях. Очень здорово работать в третий, половинный темп: когда вас атакуют, отступайте, возможно со страховкой одним мечом, и сразу же бейте другим в выставленные руки.
Против щита
Вообще говоря, тут у вас серьёзные проблемы. Но попробуем. Используйте тот факт, что противник перекрывает себе щитом часть поля зрения. Заставьте его задрать щит для защиты головы, нанеся мощный и потенциально результативный удар правым мечом. Учтите, что он сразу же пойдёт в атаку, поэтому будьте готовы её принять, но это можно сделать и одним левым мечом. Сразу же атакуйте в ногу, но он её наверняка прикроет, поэтому эту атаку желательно выполнять не в полную силу, а как финт, сразу же после которого идёт либо атака в голову, снова вынуждающая поднять щит, либо атака левым мечом, успешно отбившим контратаку чуть ранее. Обратите внимание, что противник, если он что-то из себя представляет как щитовик, будет пытаться вас задавить, запрессовать и так далее. Будьте готовы отступать, но при этом старайтесь оказаться с его правой стороны, не защищённой щитом. Одинокий меч против ваших двух не справится.
Древковое оружие
Здесь, скорее всего, придётся атаковать вам. Всё похоже на борьбу с двуручником, но часто более опасно, особенно против копья. Используйте ножницы и старайтесь пройти мимо древка сбоку, либо силой отклонив его в сторону, либо самостоятельно сместившись относительно него. Ножницы либо двойное парирование, контроль, сокращение дистанции, атака. Берегите ноги, будьте готовы попрыгать.
Выводы
Скажем так. Если взять общие категории оружия, такие как: «одноручное», «полуторное», «парное», «одноручное плюс щит», «двуручное», то примерно в этом порядке по условной «крутости» они и идут. Причём «полуторное» и «парное» находятся на одном уровне, превосходя, да и то не всегда (рапира) строго одноручное оружие. Равно как и «одноручное плюс щит» и «двуручное» приблизительно равны, каждая из этих категорий обладает своими преимуществами и недостатками, но в среднем они явно сильнее, чем все остальные. Понятно, что это дичайшее упрощение и округление, из разряда «π=3», и можно найти кучу контрпримеров, но всё же как-то так.
Как уже было сказано выше и не раз, фехтовать парным оружием сложнее, чем одноручным, двуручным или же щитом с мечом. Проблема в том, что «сложнее» не значит «лучше», здесь нет часто ожидаемого эффекта «сложно изучать, но зато когда я достигну мастерства, то всем задам». Достигнув мастерства, действительно можно много кому задать, при этом совершенно не нужно достигать мастерства именно в парном оружии. Настоящий мастер, на мой взгляд, способен рубиться чем угодно.
Но тут мы задаём себе вопрос: зачем человек делает то, что он делает? Если фехтовальщик хочет именно рубиться двумя мечами в нашем нелетальном моделировании, получая удовольствие от процесса и добиваясь каких-никаких результатов, то пожалуйста, раз уж для него приоритетны два меча – ничего дурного в таком подходе нет. Но если фехтовальщик хочет изучать фехтование как боевое искусство, то он обязан понимать и сильные и слабые стороны двух мечей.

Главное преимущество пары в возможности одновременной атаки. Ее очень сложно отразить. Конечно когда она проводится правильно — на разных уровнях и разными способами. Например рубящий по голове+укол в пах или ногу. Или подставка в лицо с ударом (уколом) опять таки в ногу. Судя по останкам погибших в битве при Висбю, в массовых сражениях средних веков реальное поражение наносилось исключительно ниже пояса, а потом уже упавшего раненого добивали в голову. Так же замечу, что овладение на ВЫСОКОМ уровне парным оружием дело архисложное. Требующее многих лет тренировок, если только вы не родились амбидекстром. (Ну, мне здесь повезло. Для тех, кто не знает амбидекстер - это человек одинаково владеющий и правой и левой рукой) Это одна из двух причин по которой данная техника всегда была достоинством единиц. Вторая — необходимость щита для выживания в условиях плотного обстрела из метательного оружия. Правда у самураев была обязательная дисциплина ядомэ-дзюцу — искусство отбивания летящих стрел. Против луков вполне эффективно. Именно поэтому они не носили щитов. Но с арбалетом уже посложнее будет.

+3

7

Кристофер Холл
*Читает все эти тактики* Хоть пили теперь тему в библиотеку по тактической и технической составляющей средневекового боя. Ну а что? Будут на Альмарене выпускаться стратеги и воины теоретики.  http://s7.uploads.ru/lIXJf.gif  Только бы для начала с "логистикой" разобраться - там такой бардак, но это уже другая история.
А вообще, в вопросе парного оружия, мне больше импонирует "Дестреза" - испанская школа фехтования. В общем, зачёт.

Отредактировано Гваихир (18-07-2018 13:03:27)

0

8

И, все же, пришло время поговорить и о мечах.
Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см, по другому определению — от 60 см). В некоторых случаях определяющим признаком меча считается его способность, в отличие от кинжала, наносить эффективные рубящие удары, однако и такая градация является в значительной степени условной. В оружиеведении также иногда выделяют короткий меч с длиной клинка не более 60—70 см, длинный меч с клинком длиной 70—90 см, пригодный как для конного, так и для пешего воина, и кавалерийский меч с клинком длиной порядка 90 см. На самом деле деление мечей на подтипы по длине, а тем более — в зависимости от назначения, является весьма условным и зависит в первую очередь от реалий конкретной исторической эпохи.
Масса меча колеблется от 700 г (гладиус) до 12 кг (цвайхендер, фламберг). Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,9 до 5 кг.
Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина, часто из привилегированного (благородного) сословия. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка, кроме того меч, как дорогое и престижное оружие, сам по себе был атрибутом высокого общественного статуса. Отличительной особенностью меча является его универсальность:
1. Меч удобно постоянно иметь при себе (без помощи оруженосца или складирования в обозе), что в опасности позволяет быстро изготовиться к бою;
2. Меч может использоваться как для нападения, так и для защиты, как пешим воином, так и конным, как в плотном строю, так и в поединке, причём техники фехтования им исключительно многообразны;
3. Баланс меча (в большинстве случаев с центром тяжести неподалёку от гарды) делает его, несмотря на массу, очень быстрым и маневренным оружием и позволяет легко остановить оружие посередине удара, быстро менять его направление, применять ложные атаки — финты, и т. д., причём со сравнительно небольшими затратами энергии;
4. Мечом в большинстве случаев можно наносить как рубящие, так и колющие удары, так или иначе поражать как бездоспешного, так и защищённого доспехом противника (при особом использовании он может даже наносить ударно-дробящие удары (крестовиной или навершием));
5. Клинок меча заточен на всю длину, что увеличивает поражаемую площадь, повышает вероятность поражения цели (хотя в идеальном случае удар должен быть нанесён определённой частью клинка, расположенной в районе так называемого центра удара — лежащего примерно в 2/3…3/4 длины клинка от перекрестия, удар, нанесённый любой другой заточенной частью клинка, также будет в определённой степени эффективен — в то время, как удар, скажем, рукоятью топора или булавы практически лишён эффективности и является однозначным промахом), значительно увеличивает разнообразие техник боевого применения мечам (к примеру — Push cut / Draw cut, почти не требующий затрат силы скользящий порез мягких тканей, причём при движении клинка как в сторону противника, так и в обратном направлении), а также мешает противнику его контролировать (в отличие от, скажем, древка копья или топора, которое сравнительно легко перехватить даже голой рукой; такой приём некоторыми специалистам, например Альфредом Хаттоном, даже считался наиболее предпочтительным для мечника);
В то же время, для меча как типа оружия был характерен и ряд типичных недостатков:
1.Производство меча требует более высокоразвитой металлургии и кузнечного ремесла в сравнению с большинством других видов холодного оружия. Кроме того, сам меч сравнительно более трудоёмкий и металлоёмкий в производстве, а следовательно — более дефицитный и дорогостоящий предмет оружия, требующий для своего изготовления более качественного материала и квалифицированного труда.
2.Основной поражающий фактор меча — острота его заточенного лезвия, из-за сравнительно небольшой массы и специфического баланса (центр тяжести оружия далеко отстоит от центра удара) он практически не наносит тупую травму при ударе и в притупленном виде практически бесполезен. Поддержание лезвия меча в рабочем состоянии требует сравнительно больших затрат времени и труда, в то время, как, к примеру, боевой топор может эффективно поражать цель и с притупленным лезвием, а для ударного оружия вроде булавы данная проблема не существует вовсе.
3.Рубящий удар мечом (как и любым длинноклинковым оружием) должен наноситься под строго определённым углом по отношению к цели, при котором плоскость клинка совпадает с плоскостью удара, в пределах которой лежат поражаемая точка на цели, кисть и локоть держащей оружие руки (Edge Alignment) — в противном случае клинок не нанесёт большого урона, так как будет стремиться повернуться набок из-за сопротивления материала цели и растратит на это значительную часть своей кинетической энергии, не дав чистого отреза с прямой, ровной поверхностью, или даже просто соскользнёт, оставив лишь синяк. Доведение правильной техники рубящего удара до автоматизма требует длительной тренировки, между тем, это — лишь базовое условие эффективного использования меча (и подобного ему оружия) в бою. Далее идёт обучение собственно фехтованию, то есть, искусству поражать противника, оставаясь при этом неуязвимым для его ударов. Для большинства других видов холодного оружия (копья, алебарды, топоры, булавы и т. д.) требования к технике нанесения удара гораздо менее жёсткие, а техника фехтования — как правило намного проще, следовательно — ниже уровень требований к пользователю оружия.
4.Возможности меча по поражению одоспешенного противника значительно ограничены. В частности, против развитого пластинчатого доспеха эффективны практически только колющие удары, направленные на сочленения его отдельных сплошных элементов и другие уязвимые места. Шансы прорубить или проколоть мечом латную пластину стремятся к нулю, — для таких целей было создано специализированное оружие, которое по эффективности пробития брони значительно превосходило адаптированные для поражения доспехов мечи, хотя на стороне последних была большая универсальность. Так, эсток, кончар или клевец практически бесполезны против небронированного противника, в то время, как меч с клинком типов XIV—XVI по Оукшотту является в этом отношении вполне универсальным оружием.
В силу действия вышеперечисленных факторов и иных причин, в течение большей части своей истории меч был дорогим и сравнительно малораспространённым оружием, играя в комплексе вооружения, как правило, вспомогательную роль. Основным боевым холодным оружием в большинстве исторических эпох и культур было копьё в различных его формах и иное древковое оружие (впрочем, и ружьё со штыком представляет собой по сути вариант того же копья, только способное также стрелять пулями). На втором месте во многих культурах находились боевые топоры (в особенности — двуручные, вроде скандинавского боевого топора — Dane axe и более поздних полэкса или бердыша), клинки которых были технологически проще в изготовлении и куда менее требовательны к качеству металла, а также зачастую обладали меньшей металлоёмкостью, чем полноценный меч, ударное оружие (в особенности в период массового распространения кольчужных доспехов), а в той же нише вспомогательного оружия и оружия самообороны — боевые ножи.
Массовое производство качественных длинных клинков и вооружение ими рядового состава армии стало возможно лишь к исходу средневековья, незадолго до потери классическим мечом актуальности в качестве боевого оружия, хотя в роли атрибута статуса офицера длинноклинковое оружие — обычно шпаги или сабли — использовалось в большинстве армий ещё до самого конца XIX века.
Меч от античности до позднего средневековья был настолько известным видом оружия, что, наряду со щитом, стал символом воина и воинского дела, вошёл в геральдику, афоризмы и поговорки, даже в XXI веке оставаясь узнаваемым символом и героем фэнтезийной и даже научно-фантастической литературы.
Появление первых бронзовых мечей относят к началу 2-го тысячелетия до н. э., когда появилась возможность изготавливать клинки большего размера, чем у кинжалов.
В европейских странах мечи активно использовались до конца XVI века, а в XVII веке были окончательно заменены на шпаги, сабли и палаши, которые по сути представляли собой его особые, высокоспециализированные формы. На Востоке, включая Русь, сабля окончательно вытеснила меч уже к концу XIV века.

Многообразие европейских мечей:
бастард;
http://s7.uploads.ru/t/d6qJu.jpg
кацбальгер (кошкодер);
http://s5.uploads.ru/t/FrWqB.png
цвайхендер;
http://sh.uploads.ru/t/NEoj6.jpg
фламберг;
http://s9.uploads.ru/t/qc7E9.jpg
эспадон;
http://s9.uploads.ru/t/M8LJG.jpg
клеймор;
http://sd.uploads.ru/t/zW9FA.jpg
эсток;
http://s8.uploads.ru/t/lvEax.jpg
скьявона;
http://s5.uploads.ru/t/x2U9o.jpg
шотландский корзинчатый меч;
http://sg.uploads.ru/t/C0bHA.jpg
хаудеген;
генуэзский абордажный меч
http://sd.uploads.ru/t/Lwmna.jpg
меч палача — меч с широким лезвием и закруглённым концом.
http://sh.uploads.ru/t/KCpmg.jpg

+2

9

568599,2282 написал(а):

И, все же, пришло время поговорить и о мечах.

Ишь чего придумал, на кой чёрт кому-то разговаривать со страницами википедии?
Это конечно может быть полезно, но первоисточник настолько близко, что любой участник форума наверняка уже заходил на эти страницы хотя-бы раз.
http://s8.uploads.ru/gOQP7.png

0

10

Ну если уж на то пошло, предлагаю очень интересную статью Игоря Края "ВСЕ ИЗГИБЫ СМЕРТИ. ОРУЖИЕ С ИЗОГНУТЫМ КЛИНКОМ"

[shadow=1px 1px 2px #000000]ВСЕ ИЗГИБЫ СМЕРТИ
ОРУЖИЕ С ИЗОГНУТЫМ КЛИНКОМ
[/shadow]

Среди убитых было четверо воинов,
обличием совсем не схожих с орками.
Высокие, с крупными чертами лица и раскосыми глазами.
Мечи их были широкими и прямыми, тогда как
орки признавали только кривые скимитары.
Дж. Р. Р. Толкин, “Две крепости”


[indent]Так уж повелось, что авторы произведений в жанре фэнтези считают выбор между изогнутым и прямым клинками делом вкуса или так называемой “культурной традиции”. Кочевник обязательно вооружен саблей потому, что он — кочевник, у них так принято. Самурай носит катану потому, что только японские мастера владели тайной производства таких мечей... Но все ли было так просто?

[indent]На самом деле выбор между кривым и прямым клинками диктовался соображениями практического характера. Самурай носил катану, рыцарь — длинный меч, а янычар — ятаган, потому что именно такое оружие соответствовало их методам ведения боя и производственным возможностям мастеров-оружейников того времени и конкретной страны.

Меч, разрезающий шелк

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/vr_6ss.jpg
Улучшение качества стали позволило создавать длинные и легкие кривые мечи.
Теперь они начали представлять интерес и для всадников.

[indent]Впервые упругая сталь — булат — была получена индийскими мастерами еще в I тысячелетии до н. э. Технология производства булата по меркам средних веков была невероятно сложной. Требовались чистая железная руда и печь из огнеупорного кирпича. На заключительной стадии плавки науглероживание производилось не древесным углем, а графитом.
[indent]Печь должна была остывать очень медленно — несколько суток. В этом заключался первый секрет (при очень медленном охлаждении в железе, разогретом до пластического состояния, возникают крупные кристаллы). Второй же секрет заключался в том, что происходит этот процесс только в необычайно чистом железе. Для этого требовалось закладывать в печь графит (чистый углерод) вместо угля.

[indent]Но результат стоил затрат! Булатный клинок выходил втрое прочнее сварного, не ломался и мог быть заточен до бритвенной остроты. Типичный “прикол” того времени — уронить шелковый платок на лезвие такого меча. Невесомая ткань легко распадалась надвое.
[indent]Тем не менее, на протяжении всего средневековья булат производился только в Индии. “Похищать” его секрет у индийских мастеров было бессмысленно. Все равно графит за пределами Индии практически не добывался.
[indent]Первые попытки наладить производство булата в Европе были предприняты уже в 18 веке. Графит и огнеупорный кирпич в то время уже не были проблемой, но достаточно хорошая руда обнаружилась только на Урале. Лишь в 1830 году русский металлург Аносов, используя тагильский магнетит, выплавил настоящий булат.

КРИВОЙ МЕЧ

[indent]Как изогнутые, так и прямые мечи появились еще в эпоху бронзы. Кривой и прямой мечи различались, в первую очередь, балансом. Центр тяжести прямого меча располагался на уровне гарды или на насколько сантиметров выше. Кривой же меч уравновешивался примерно на середине клинка. В отличие от своего прямолинейного собрата, он предназначался в первую очередь для рубящего удара. Изгиб рубящей кромки делал клинок более прочным, а высокое расположение центра тяжести значительно увеличивало его пробивную силу.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/lights.jpg
Световой меч из «Звездных войн» на самом деле называется сабля (saber), хотя его «клинок» и не изогнут.

[indent]С другой стороны, низкая центровка делала прямой меч оружием очень удобным и быстрым. Это открывало широкие возможности для нанесения колющих ударов. В качестве рубящего оружия прямой меч оправдывал себя только при весе 2.5-3.5 кг (да и то с грехом пополам). Это вынуждало воина на случай встречи с бронированным противником носить еще и топор.
[indent]Обычный на Ближнем Востоке в раннем Средневековье, кривой меч весом 1.5 кг и расширяющимся к концу клинком длиной около 50 см разрубал доспехи не хуже, чем вдвое более тяжелый европейский риттершверт (длинный рыцарский меч). Вот только “дальнобойность” его была невелика. А делать кривой меч длинным не имело смысла, ведь при клинке в 100 см. он ничем не отличался бы от секиры.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/2ss.jpg
Короткие кривые мечи — излюбленное оружие
«эвильных» рас в фэнтези.

[indent]Наконец, кривой меч мог иметь только одну рубящую кромку. А это в эпоху производства оружия путем сварки железа и стали означало вдвое меньший срок службы. Ведь при ударах клинки стремительно тупились и иззубривались. Зато кривой меч часто имел массивный рифленый обух. Иногда в отверстия на обухе даже вставлялись несколько колец. “Веселее, когда звенят”? Нет... Весело было, когда удавалось принять удар вражеского клинка на это рифление или на сами кольца. Противнику после этого оставалось только бежать за новым мечом...

[indent]Кривой меч имел одни преимущества, а прямой — другие. Но достоинства прямых мечей долгое время перевешивали. Ведь всадникам, сидящим на громадных боевых конях, требовались длинные клинки. Прямыми мечами во времена Крестовых походов вооружались не только европейские рыцари, но и большая часть арабской кавалерии.

[indent]Пехота редко вооружалась кривыми мечами. Рубить, стоя в строю, неудобно. Фалангистам требовались мечи колющие, а значит, прямые и короткие — с клинками 25-50 см.
[indent]Увесистый кривой меч небольших размеров хорошо подходил для пешего индивидуального боя. Поэтому он получил признание, в первую очередь, в средневековой Азии у лучников и моряков. Не пренебрегали таким оружием и европейцы. Так, например, английские лучники добивали сброшенных ранеными конями рыцарей фальчионами — короткими мечами с расширяющимся клинком, отличавшимися от азиатских аналогов только прямой рубящей кромкой. Фальчионом труднее было рубить, но удобнее колоть. На Руси такие мечи назывались тесаками.

СЕКРЕТЫ ДРЕВНИХ МАСТЕРОВ

[indent]Основными клиентами оружейных мастерских в средние века были всадники — тот, кто имел коня, мог позволить себе купить меч. А всаднику требовался клинок одновременно длинный, нетяжелый и хорошо приспособленный для рубящего удара. Ведь попытка нанести колющий удар в движении означала для конника, в лучшем случае, потерю оружия. В худшем — гарда ломала ему запястье.
[indent]До появления упругой стали прямой меч с низким балансом был наилучшим компромиссом. Но мечи из твердой стали выходили очень недолговечными и тупыми. Рубящую кромку было сложно заточить — она легко крошилась.
[indent]Сделать длинным, легким, прочным и острым можно только клинок из упругого материала, и древние металлурги настойчиво искали способ научить сталь пружинить. Но как, если расплавить железо в древних и средневековых печах было невозможно?
[indent]Более технологичный путь получения упругой стали, при котором не требовались ни какая-то особенная руда, ни графит, ни специальные печи, был найден в Китае во 2 веке нашей эры.
[indent]Железную заготовку расковывали в длину, складывали пополам, потом снова расковывали и складывали — так раз 30-40, пока хватит металла. А с каждой проковкой его оставалось все меньше. Раскаленное железо быстро окислялось. В итоге получалась заготовка, в которой чередовалось много слоев металла с высоким и низким содержанием углерода. Выкованный таким образом клинок всегда можно было узнать по красивому волнистому рисунку, проступавшему на лезвии после полировки.
[indent]По более прогрессивной технике проковывался пучок заранее заготовленной проволоки или ленты с определенным содержанием углерода. Так тратилось значительно меньше времени и железа. Но и в этом случае вес готового изделия составлял всего 15% от веса заготовки.

[indent]Под названием “вуц” упругая китайская сталь успела прославиться даже в Риме. Европейцы познакомились с узорчатым железом во время Крестовых походов, и стали называть его “дамасской сталью” или просто “дамаском” — так как в 12-13 веках основным центром металлургии на Ближнем Востоке был сирийский город Дамаск.
[indent]В Иран, Сирию и Аравию технология производства дамаска проникла из Китая в 6-7 веках. Из Ирана дамаск попадал в Хазарию, а с 11 века сабли стали использоваться и на Руси. Русские называли такую сталь “красным” (красивым) железом или “булатом”. Настоящий булат был редок даже в Азии и на Русь практически не попадал.

float:right[indent]После появления дамасских клинков жесткие доспехи стали уступать место мягким. На востоке вошли в моду шелковые халаты. Они давали воину отличную защиту и, в отличие от пеньковых кафтанов и войлочных бурок, совершенно не ограничивали подвижность.
[indent]Арабы стали надевать на шлемы тюрбаны — толстые жгуты из грубой крапивной ткани. К 17 веку тюрбан превратился в огромную шапку из множества слоев материи, набитую, к тому же, пенькой и ватой. Надевать под него железный шлем стало не нужно. Не только сабли, но и палицы оказались бессильными против такой брони. По мере распространения сабель кольчуги и кожаные панцири сменялись стегаными халатами и набитыми пенькой и конским волосом стрелецкими кафтанами.
[indent]На появление мягкой брони оружейники ответили ковкой клинков с микропилой. То есть ковать оружие начали так, чтобы волокна стали располагались под углом к рубящей кромке. Тогда на лезвие возникали неразличимые глазу, но очень опасные зубчики. Шелк бессмысленно рубить, но ничто не мешает его резать.

САБЛЯ ПРОТИВ МЕЧА

[indent]В игре “Baldur’s Gate II” при посещении “Лавки авантюриста” невозможно не обратить внимания на тот факт, что скимитары ценятся в “Забытых королевствах” в несколько раз выше прямых мечей. Легко заметить и то, что и большая часть “плюсовых” клинков — кривые. Взять хотя бы “Лепесток Розы” или “Убийцу Драконов”.
[indent]Это — один из редких в данной игре элементов исторического реализма. Для изготовления длинных и легких кривых мечей годилась только очень редкая в средние века упругая сталь. Булат и дамаск были вполне реальными аналогами фэнтезийных митрила и адамантита. Стоили они соответствующе.
[indent]Возможность уменьшить вес оружия втрое сделала смещение центра тяжести к гарде ненужным. Напротив, появлялись все основания сместить центр тяжести к острию, а сам клинок изогнуть для увеличения эффективности рубящего удара.
[indent]Радикальное улучшение качества материала позволило всадникам обзавестись легким рубящим оружием. Так появился скимитар — меч весом около 1-1.4 кг с изогнутым, расширяющимся к острию клинком, длиной 70-90 см.
[indent]Скимитары использовались не только кавалерией, но и пехотой. Еще в раннем средневековье в Китае появились двуручные скимитары весом 2.5-3.5 кг и клинками длиной 100-120 см. Предназначались они, как и положено двуручным мечам, для борьбы с кавалерией. Если быть точнее — с конями (арабы сносили такими двуручниками головы коням крестоносцев).
[indent]На Ближнем Востоке скимитары стали использоваться еще в 6-7 веках. Но даже в эпоху Крестовых походов такое оружие рассматривалось как драгоценность. Только в 14 веке скимитары и сабли стали главным оружием азиатской кавалерии. В 15 веке мечи были вытеснены саблями и на Руси, хотя металл для клинков ввозился в Московию по Волге из Ирана.
[indent]В Западную Европу азиатское оружие практически не попадало. Но уже в 16 веке европейцы начали ковать сабли из “английской” стали. А в 17 веке в Европе стал производиться и дамаск. Первыми освоили технику выковывания клинков из пучка проволоки мастера испанского города Толедо.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/8ss.jpg http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/9ss.jpg http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/10ss.jpg
Европейские сабли: изгиб клинка слабый или средний, гарда закрытая.

[indent]Сабли появились вскоре за скимитарами и постепенно вытеснили их. Совершенствование мастерства кузнецов позволило сделать клинок более узким и длинным. Кроме того, расширение было заменено “елманью” — утолщением вблизи острия. Выковать клинок с елманью было значительно сложнее, чем плоский. Зато равномерное по ширине лезвие сабли удобно было убирать в ножны.
[indent]Придумать удобные ножны для меча с расширяющимся клинком действительно было сложно. Короткие кривые мечи раннего средневековья носились без ножен — просто за поясом, как, например, топоры. Клинок из дамасской стали заткнуть за пояс было нельзя — он бы его просто перерезал.
[indent]Иногда для переноски скимитары снабжались собственными ремнями. Точнее — шелковыми лентами. Один конец ленты крепился к рукоятке, второй пропускался через проушину или кольцо в обухе. Но носить острый меч таким способом было не только неудобно, но и опасно.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/vr_5ss.jpg http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/vr_3ss.jpg http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/vr_4ss.jpg
Особенным успехом фальчионы пользовались у европейских моряков эпохи Возрождения.

[indent]Кроме небольших боевых фальчионов, в средневековой Европе изредка встречались и более тяжелые мечи этого типа, подобные зачарованному против нежити гномьему “лепестку”, упоминаемому в “Одиночестве мага” Перумова. Двуручные фальчионы весом 5-6 кг были оружием палачей. Иногда для еще большего смещения центра тяжести к острию в обух таких мечей вставлялся свинцовый груз или даже емкость с ртутью!
[indent]Но зачем палачу настолько мощное оружие? Неужели обычный двуручный меч не мог перерубить шею на плахе? Представьте себе, не мог!
[indent]Головы особ королевской крови считалось допустимым отрубать только мечом и только с одного удара. Когда в 16 веке в Англии возникла необходимость казнить Марию Стюарт, специалиста и инструмент пришлось выписывать из-за границы.

КАТАНА

[indent]Катана — меч очень необычный. Даже куда более необычный, чем принято считать. Перечисление странностей катаны можно начать с того, что она — все-таки меч, хотя и выглядит как сабля. С прямыми мечами катану роднит низкое расположение центра тяжести. Это, казалось бы, указывает на преимущественно колющее назначение оружия.
[indent]Но зачем колющему мечу изогнутый клинок? Это неудобно. Еще неудобнее колоть, удерживая меч двумя руками, а ведь рукоять катаны сделана именно под две руки. Двуручный захват требуется для того, чтобы быстро занести тяжелый меч. Усилению удара легким клинком он никоим образом не способствует.
[indent]Действия самурая, сражающегося катаной, надо признать, не менее странны, чем сам этот меч. Японец не рубит и не колет, а наносит необычные скользящие удары. Он... режет! Вот, стало быть, зачем нужна вторая рука. Поскольку инерция оружия не используется (при таком весе и расположении центра тяжести инерции, можно считать, вовсе нет), на рукоятку приходится сильно нажимать.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/13ss.jpg
Поражают законченность и совершенство формы самурайского меча.
Даже рукоятка (случай беспрецедентный!)
чуть отгибается назад, продолжая линию клинка.

[indent]Никакое холодное оружие не наносило таких страшных ран, как режущее. Во время Второй Мировой войны американцы предостерегали своих солдат от попыток закрываться винтовками от ударов японских мечей, запросто перерубавших огнестрельное оружие. Но не стоит забывать, что наносить удары режущими клинками было очень трудно. Они оправдывали себя только как бронебойное оружие, причем далеко не против всякой брони.

[indent]Но ствольная сталь была мягкая, поэтому винтовка, по большому счету — не показатель “крутизны” катаны. Японский плетеный доспех, в котором шелковыми шнурами были скреплены пластинки из твердой стали, катана не брала.

[indent]Катана — не средневековый меч. Такой, какой мы привыкли ее видеть, катана стала только в 17 веке. До 17 века самураи были конными воинами. Соответственно, и мечи им требовались совсем другие.

float:left[indent]Режущим оружием были, конечно, не только катаны. На Ближнем Востоке в позднем средневековье режущие сабли стали даже преобладать. Классическим примером может служить кавказская шашка, предназначенная для разрезания бурок и папах.
[indent]Шашка имела “высокий” баланс, и удар ею наносился резкий, от себя, что, конечно, было удобнее для всадника. Но затем клинок требовалось вести таким же скользящим движением, как катану. Это называется “рубить с оттяжкой”.


Война и мода
float:right[indent]После перевооружения кавалерии саблями значительно легче стало и европейское защитное снаряжение. Рубящий удар фактически может обрушиться только на голову или плечи. Так что доспехи всадника быстро свелись к усиленному конским хвостом шлему и легким наплечникам из железа и шелковых шнуров — эполетам. Пехоте же не нужны были и эполеты. Даже драгунский конь имел не меньше 165 см в холке — ударить пехотинца всадник мог только по голове.
[indent]В 17 веке голову, шею и плечи европейского воина защищал парик. Парик уже сам по себе, особенно, если его обсыпать пудрой, “держал” рубящие удары шпаг. На случай же удара саблей поверх парика надевалась треуголка. Треуголка с париком давала лучшую защиту, чем бронзовый шлем с конским хвостом, но всадники еще долгое время предпочитали жесткие шлемы. Парик мало помогал при падении с лошади.
[indent]В 18 веке на смену непрактичному парику пришел удобный кожаный шлем кивер с заимствованным у турецких тюрбанов султаном — торчащим вверх пучком конского волоса и проволоки. Гвардейцы вместо киверов использовали огромные меховые папахи.
[indent]Но оригинальнее всего оказался путь, выбранный японцами. Самураи стали носить на головах нечто, до изумления напоминающее легендарный тазик для бритья дона Кихано (благодаря “блестящему” переводу Сервантеса более известного как Дон Кихот).
[indent]Японский шлем — настолько плоский, что европейцы долгое время принимали такие шлемы за маленькие щиты — носился без подшлемника. В качестве “амортизирующей шапки” самурай использовал собственные волосы, сплетая их в тугой узел на макушке. Неустойчиво сидящий на узле волос шлем не давал себя разрубить. Под ударами он раскачивался, и даже самый “зубастый” клинок соскальзывал с него.

ЯТАГАН

[indent]Как уже было сказано выше, азиатские оружейники умели изготавливать клинки с микропилой. Но им долго пришлось ломать голову над тем, как объединить эффективность режущего удара с простотой рубящего.

[indent]Результатом напряженного творческого поиска стало появление сабель и скимитаров с необычайно сильным изгибом клинка. Казалось бы, зачем сгибать клинок под углом 40-50 градусов? Таким оружием колоть будет невозможно, да и общая длина сабли уменьшится. Но средневековые мастера знали, что делают. Нелепые с виду сильноизогнутые сабли (в Европе они обычно назывались “турецкими”) оказались страшным оружием.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/7ss.jpg
Сильноизогнутые скимитары или сабли
имели гарды обычного типа.

[indent]Такие сабли рубили и резали одновременно — так называемая оттяжка клинка при ударе производилась не неудобным движением к себе, а естественным движением руки вниз, с использованием инерции оружия. Но колоть турецкой саблей было, действительно, почти невозможно. Часто ее острие даже не затачивалось.
[indent]Чтобы наделить такой меч возможностью колющего удара, следовало совместить на одной линии рукоятку и острие, придав клинку двойной изгиб. S-образную форму, кстати, имели еще древнеегипетские бронзовые мечи кхопеши. В средние века мечи с двойным или даже обратным изгибом иногда ковались, но только турецкие оружейники сумели “довести идею до ума”. Так появилось самое мощное клинковое оружие — ятаган.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/17ss.jpg

Короткие ятаганы турецкой пехоты могли выступать и в качестве метательного оружия.

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/19ss.jpg

Кавалерийские ятаганы: слабый обратный изгиб, гарды нет.

[indent]В литературе ятаганами иногда называют скимитары и сабли, а иногда это название закрепляется исключительно за кинжалами янычар. Это неправильно. Ятаганом можно называть только оружие с небольшим двойным изгибом. Длина клинка могла быть разная. У янычар ятаганы действительно были короткими, но кавалерийские образцы могли иметь клинки длиной до 90 см. Вес же ятаганов, независимо от их размеров, составлял как минимум 0.8 кг. При меньшем весе оружием становилось трудно рубить.
[indent]Ятаганом можно было колоть, рубить и резать. Причем рубящие удары наносились верхней частью клинка, а режущие нижней — вогнутой — частью. То есть резали ятаганом, как шашкой или катаной, поэтому гарды он не имел. Но была разница. На ятаган не требовалось наваливаться двумя руками, как на японский меч, его не надо было медленно вести, как шашку. Пешему бойцу достаточно было резко дернуть ятаган назад. Всадник же должен был его просто удерживать. Остальное, что называется, было делом техники. Вогнутый клинок “вгрызался” во врага сам. А чтобы ятаган не вырвался из руки, его рукоятка снабжалась ушами, плотно охватывающими кисть бойца сзади. У наиболее тяжелых образцов под обычной рукояткой располагался упор для второй руки.
[indent]О пробивной силе ятаганов достаточно сказать, что даже 50-сантиметровые кинжалы янычар пробивали рыцарские латы.

ПАЛАШ

http://cft2.mirf.ru/Articles/3/636/vr_26ss.jpg
Европейский палаш: клинок прямой,
гарда закрытая.

[indent]Палаш — оружие с прямым клинком односторонней заточки — в Европе долгое время рассматривался как альтернатива сабле. Чаще всего появление этого оружия датируется 16 веком, хотя на самом деле палаш намного древнее. Прямые мечи односторонней заточки встречались в Европе в 10-11 веках, еще раньше палашами из иранского дамаска вооружалась кавалерия хазар. Известно такое оружие было и в средневековом Китае, и в Индии, и на Ближнем Востоке. Но настоящее признание, пусть даже временное, палаши получили только в Западной Европе. Еще в 18 веке большая часть европейской кавалерии вооружалась именно палашами. Тяжелая же кавалерия — кирасиры — вооружалась палашами и в 19 веке.

[indent]В отличие от сабли, палаш имел “низкий” баланс, что, наряду с прямой формой клинка, делало его значительно более удобным для колющего удара. Но рубить наравне с саблей палаш начинал, только если был на 25-30% тяжелее. Поэтому вес европейских палашей достигал 1,4 кг.

[indent]О достоинствах сабли лучше всего говорит тот факт, что все прочие виды холодного оружия с длинным клинком были вытеснены ею в честной конкурентной борьбе. В конце концов, сабле удалось одолеть даже ятаган.
[indent]В 60-х годах 19 века оружейники наконец-то научились плавить сталь. Вскоре появился ее особый сорт — “сабельная”. Новые клинки, за характерный оттенок блеска прозванные “селедками”, не уступали по качеству булатным — разваливали человека от плеча до пояса и разрубали стальные шлемы. Они могли производиться машинным способом, а следовательно, были дешевле и доступнее клинков ручной работы.
[indent]Для пеших воинов клинковое оружие всегда имело только вспомогательное значение. Лучшего же, чем сабля, оружия для всадника придумать было нельзя. Сабли сохранялись на вооружении кавалерии до тех пор, пока существовала сама кавалерия.

+4

11

Вампир не умеет обращаться с оружием, но нашла вот такую штучку...
https://pp.userapi.com/c623900/v623900159/4bec2/M-6F1xRA_B4.jpg

+2

12

Только тут саблю и ятаган надо поменять местами )

0

13

†c¤ Мечи в кинo.
Учитывая повальную увлеченность мечами в ролевом мире, не мог обойти стороной  эту тему. Нужно же разобраться отчего наш собрат-ролевик так любит именно клинковое оружие и отдает предпочтение именно ему. (наряду с мечами можно посчитать сюда кинжалы, метательные ножи и прочее) Согласитесь, такой любви мы не испытываем ни к одному виду оружия. Разве только к луку, но таких персов можно пересчитать на пальцах одной руки)
Начнем, пожалуй, с самых известных.
«Конан-варвар»
float:rightРежиссёр фильма «Конан-варвар» (1982) Дж. Милиус рассказывал, что для съёмок была использована почти точная копия музейного экспоната меча ландскнехтов весом в 60 фунтов (25 кг). (Здесь можно хором "ни хрена ж себе, зачем такой тяжелый-то?!)
На самом деле ни один двуручный меч столько никогда не весил (ну, это и ёжику понятно),  потому что предназначался для фехтования. Средний вес двуручного меча был в районе 3—5килограммов. ( для начала попробуйте-ка и таким махнуть)
float:leftКроме того, большой вес меча был вызван необходимостью наиболее эффектно показать на экране главного героя — а единственным способом добиться игры мышц Шварценеггера было дать ему намеренно утяжелённый меч. (Теперь ясно отчего Шварц в фильме так тяжело крякал и хэкал, когда этим мечом над головой крутил. Ну, что здесь сказать? Моща! Респект, "Железный Арни", ты в который раз оправдал свое прозвище)
Режиссёр покривил душой, и когда назвал оружие Конана «точной копией» двуручных мечей, так как все его пропорции соответствуют мечу одноручному. Итак Меч Атланта и он же меч Конана- Варвара.
Ну и для наглядности и легкости восприятия информации - пара фоток (куда ж без них)

«Хоббит»
Пройти мимо экранизации бессмертного творения Толкиена я, естественно, не мог. Мало того, что книга и привела меня во вселенную (не убоюсь слова этого) ролок, так еще и заставила не одну тысячу людей по всему миру полюбить волшебный мир и пожелать в него окунуться. ("Мечи Ородуина" я по вам плачу ночами)
Но, вытру слезы и начну с самого известного.
"Жало» (не говори, что не хотел такой же для себя)  меч Бильбо Бэггинса (он же эльфийский кинжал) — практически точная копия древнегреческого меча ксифоса или зифоса.
И куда же без фото.
http://sh.uploads.ru/t/tF9sf.jpg

http://sd.uploads.ru/t/TxH9A.jpg
«Гламдринг» — меч Гэндальфа — гибрид полутораручного европейского меча (бастард) и мечей бронзового века. (Таким мечом и гоблинов крошить приятно)

«Оркрист» — меч Торина Дубощита, короля гномов — смесь таких клинков, как фальшион и фальката, которую иногда называют копис. (Копия такого меча была у одного из наших "гномов" - внебрачного сына Торина. (Улыбнулись?) Эх, белая зависть, никуда ты с годами не делась.)
http://s5.uploads.ru/t/9wcXa.jpg
«Властелин Колец»
Эх, накоплю зелени и отправлюсь в Новую Зеландию по местам боевой славы, тобишь сьемок легендарной трилогии. Не говорите, что не мечтали об этом - не поверю.
«Нарсил»/«Андрил» — меч Арагорна, конструктивно напоминающий полутораручный меч XIV—XV веков.
По мне, так один из красивейших мечей.
http://s3.uploads.ru/t/MdyRv.jpg
http://s7.uploads.ru/t/qPMXd.jpg
«Хедхафанг» — меч Арвен, формой клинка напоминающий тайские мечи.
http://sg.uploads.ru/t/2FCGE.jpg
«Херугрим» — меч Теодена Роханского, напоминающий римско-кельтскую кавалерийскую спатy.
http://sh.uploads.ru/t/7naeD.jpg
«Гутвинэ» — меч Эомера, сына Теодена.
http://sh.uploads.ru/t/1OUCN.jpg
Создатели кинотрилогий «Властелин Колец» (2001-2003) и «Хоббит» (2012-2014) использовали весь богатый арсенал мечей — от глубокой античности и до эпохи Возрождения.
И художник фильма Джон Хоу, и главный кузнец Питер Лайонс поставили перед собой задачу — создать мечи, с одного взгляда на которые понятно, что они из Средиземья, но при этом они настоящие, боевыe.
Вот после этого понимаешь размах фильма. Не зря люди миллионый бюджет тратили.

«Игра Престолов»
Предвижу фырканье ролевиков, мол сериал и прочее, но нужно отдать должное и этому фильму. Сериал, в принципе, неплох. Тем паче, что речь не о нем, а о мечах.
http://s3.uploads.ru/t/bwNfl.jpg
«Длинный Коготь» (Longclaw) — меч Джона Сноу, принадлежавший ранее клану Мормонтов.
«Лёд» (Ice) — фамильный меч клана Старков.
«Верный Клятве» (Oathkeeper) — меч Бриенны Тарт, перекованный из «Льда» мастерами из Волантиса.
«Вдовий плач» (Widow's Wail) — второй меч, перекованный из «Льда» мастерами из Волантиса, принадлежавший сначала Джоффри и Томмену Баратеонам, а после попавший к Джейме Ланнистеру.
«Львиный зуб» (Lion's Tooth) — первый меч Джоффри Баратеона.
«Пожиратель сердец» (Hearteater) — второй меч Джоффри Баратеона.
«Игла» (Needle) — меч Арьи Старк.
«Светлый рёв» (Brightroar) — фамильный меч клана Ланнистеров.
«Губитель сердец» (Heartsbane) — фамильный меч клана Тарли.
«Леди Отчаянье» (Lady Forlorn) — фамильный меч клана Корбреев.
«Рассвет» (Dawn) — фамильный меч клана Дейнов из Дорна.
«Черное пламя» (Blackfyre) — фамильный меч рода Таргариенов.
«Тёмная Сестра» (Dark Sister) — меч воительницы Висеньи Таргариен.
«Светозарный» (Radiant) — меч Станниса Баратеона, согласно легенде, некогда принадлежавший Азору Ахаю.
Аракх (Arakh) — кривой меч кочевников дотракийцев, своей формой напоминающий кхопеш.
Наиболее ценные мечи в мире Джорджа Мартина выковывались из валирийской стали, лучшими кузнецами считались выходцы из города Волантиса. В нашем мире этим мечам соответствовал бы булат. Именно он так же крепок.
Здесь мечи тоже боевые. Вы только вчитайтесь в названия. Прекрасно передают саму суть персонажа. А "Леди отчаянье" я бы и в свои ножны положил.
Ну, пока что, это все.

Отредактировано Кристофер Холл (19-09-2018 13:27:02)

+2

14

По многочисленным просьбам и благодаря тычкам в бок, продолжу тему кино-клинков.
Об этом мече не знает лишь глухой и ленивый. О его обладателе снято бесчисленное количество фильмов, сериалов, мультфильмов и прочего, написано множество книг, стихотворений и всего подобного. Но, я умышленно не вспоминал о нем, считая скорее исторически раскрученным нежели действительно кино-мечом.
Речь пойдет о самом известном мече в мире - об Эскалибуре.
Конечно, внешний вид этого меча менялся в зависимости от вкусовых предпочтений режиссера фильма и декоратора. Я, перелопатив гору информации, склонен думать, что это был бронзовый меч, судя по времени "появления" самих легенд об Артуре, по задумам сценаристов чаще всего это фальшион либо бастард (считаете иначе - можете смело возражать). Да и большинство знатоков сходятся во мнении, что это был одноручный меч.
Кстати, научно еще не доказано, что король Артур действительно был исторической личностью, хотя сам Экскалибур считают символом независимости Британии.
По легенде меч засунул, точнее вложил, в камень Мерлин (если кто не знает - это придворный чародей и советник Артура. Если что см. самый известный сериал от ВВС "Мерлин"), а ему этот клинок дала Дева Озера. После смерти Артура клинок вернули назад. Этот факт легко обьясним тем, что в древней Британии мечи действительно, после смерти воинов, топили в ближайшем водоеме. (По мне так исключительное разбазаривание дорогущего обмундирования) Хотя, бронза с водой "дружила" так что почему бы и да.
Ну, и несколько фотографий. На самом деле, на просторах инета их тысячи - выбирайте себе по вкусу любой.
http://sd.uploads.ru/t/RXSq3.jpg
http://s8.uploads.ru/t/VPjnb.jpg
http://sh.uploads.ru/t/oVPeB.png

И об еще одном мече, ставшем популярным в мире кино и фэнтези. Пусть этот клинок не на столько "раскручен" как предыдущий, но не упомянуть о нем я не смог. Речь пойдет о мече Годрика Гриффиндора (англ. Sword of Gryffindor) — магическом предмете исключительной силы. Это одноручный меч длиной в 34 дюйма, созданный из чистого серебра, и достаточно лёгкий, чтобы его мог поднять даже подросток. Рукоять меча отделана рубинами, на лезвии клинка видна гравировка «Годрик Гриффиндор». Никакая грязь к клинку не пристает, а сам он способен выбирать магическую силу всего к чему прикоснется (яд василиска, к примеру).
Когда-то меч был откован Рагнуком Первым - королем гоблинов по заказу великого волшебника Годрика Гриффиндора. Легендарный основатель Хогвартса расплатился с мастером честь по чести. Однако Рагнук не мог смириться с тем, что его лучшее изделие принадлежит другому, и сказал слугам, что Гриффиндор украл у него меч (ну, вы помните об этой "особенности" гоблинов?))
В минуту острой необходимости истинный гриффиндорец может вынуть Меч из Распределяющей шляпы
Сам Годрик Гриффиндор, возможно, задумал наличие этих качеств в артефакте, но он заказал меч, в первую очередь, для участия в дуэлях против маглов. Даже до введения Международного статута о секретности воспитанные волшебники считали неэтичным сражаться с маглами при помощи волшебной палочки и выбирали то оружие, которым владели маглы — мечи, и пр.
http://sg.uploads.ru/t/Zi2Wf.jpg

Ну, и несколько Клинковое не имеющих собственных имен, но обойти их стороной я, как почитатель прекрасного, просто не мог.
Фантастический меч
Этот впечатляющий предмет, похожий на меч, на самом деле не имеет ничего общего с настоящим боевым оружием. Сражаться с этим в руках невозможно, но полюбоваться - это всегда пожалуйста. Так вот и живем - смотрим, но на поле боя не машем).
http://sd.uploads.ru/t/47iUY.jpg

Ну и мечи, дизайн которых хотя и является фантастическим, но теоретически продуманным, и при соответствующей обработке такие мечи могут представлять собой пригодное для боя оружие. Таких, оказывается, в кинематографа еще довольно много. Стоит лишь поискать хорошенько.
Мечи из фильма "Горец".1985г.
Все ведь помнят историю вечно борющегося бессмертного, которая очень быстро стала культовой благодаря смеси захватывающего сюжета, разбавленного поединками на мечах, под музыку английской группы "Queen"?
В фильме "Горец" можно выделить три меча. Это меч главного героя, который он использует до встречи с Рамиресом, меч бессмертного Фазила и меч главного отрицательного героя Каргана.
Меч Коннора Маклауда
Довольно необычная крестовина, снабжённая дополнительными, вертикально расположенными щитками, имеющими форму полукруга. Если не считать этой странности, то по форме клинка, имеющего в сечении форму уплощённого ромба (долы на клинке отсутствуют), с хорошо выраженным остриём и практически параллельно расположенными лезвиями, его можно описать, как длинный меч типа клеймор, относящийся к XV веку.
http://sh.uploads.ru/t/jDWCE.jpg
Меч Кургана.
Клинок лишь немного cужается, в этом отношении мы имеем дело со смешанной формой меча романского типа. Нечто особенное - устрашающее, придаёт мечу дизайн дужек крестовины и выскакивающих шипов.
http://s8.uploads.ru/t/eKQ5A.jpg
Толедо Саламанка.
Этот великолепный экземпляр меча эпохи позднего ренессанса, фигурирует лишь в начале фильма. И в зависимости от перевода определяется либо как палаш, либо как дорогой и редкий меч толедо саламанка. Хотя я, если честно, ни разу не сталкивался с таким названием вне контекста этого фильма. Этот меч можно вполне отнести к ранним формам рапиры XVI века.
http://sh.uploads.ru/t/DW7jK.jpg
Меч из фильма "Царство небесное"
По размерам и пропорциям соответствуют историческим образцам.
Меч главного героя - Балиана II Ибелина, представляет собой смесь различных средневековых мечей. Клинок длиной 91 сантиметр соответствует мечу романского типа, хотя общая длина меча в 114 сантиметров, слишком велика для этого типа (а для типа XIIa - рукоять слишком короткая, что не мешает главному герою фехтовать им, взяв в обе руки). Пропорции этого меча совершенно не соответствуют историческим экземплярам, описанным в типологии Оукшотта, в остальном же меч Ибелина представляет собой удачную и довольно красивую реконструкцию исторического оружия.
http://sg.uploads.ru/t/suy1T.jpg
Меч из фильма "Робин Гуд".
Меч рыцаря Роберта Локсли, представляет собой, на мой взгляд, один из лучших экземпляров мечей показанных в кино. По форме клинка и составляющих эфеса - крестовины и навершия, этот меч можно описать как XII-I1-2 - полуторный.
Особый интерес представляет рукоять меча, так как на ней завязана часть сюжета фильма. Как Вы можете помнить, под проволочной оплёткой рукояти главный герой нашёл девиз, который показался ему знакомым с детских лет - Rise And Rise Again Until Lambs Become Lions - Вставай снова и снова, пока львами не станут агнцы. Многие, кстати, средневековые мечи были украшены девизами и молитвенными изречениями, в основном нанесёнными на долы клинка, так как рукоять в течении всего срока службы меча, могла неоднократно меняться.
http://s3.uploads.ru/t/TACPq.jpg
Меч из фильма "Арн. Рыцарь Тамплиер".
Хотя фильм "Арн. Рыцарь-тамплиер" не был так разрекламирован, как "Царство Небесное" или "Робин Гуд", но по исторической достоверности он, на мой взгляд, на голову выше этих двух фильмов, и лучше передаёт общее содержание эпохи конца XII века.
В руках Арна Магнусена - главного героя фильма - можно увидеть великолепный рыцарский меч, подаренный Арну его наставником, братом Гильбертом, бывшим рыцарем-тамплиером. Меч можно описать как тип XII-G-1. Несмотря на довольно простое навершие и крестовину, это очень красивое оружие. Собственно в этой простоте и заключается изящество меча - ничего лишнего, идеальный интрумент для рыцаря-тамплиера. На крестовину меча, с одной стороны,нанесён девиз - In Hoc Signo Vinces - Сим победишь. На навершии и клинке выгравированы геральдические кресты.
http://s9.uploads.ru/t/mtqpe.jpg
Меч Уильяма Уолесса
Говоря о мечах в кинематографе нельзя не упомянуть о фильме "Храброе Сердце", повествующем о жизни шотландского рыцаря Уильяма Уоллеса(1270 г.р. - 1305 г.с.), и о его борьбе за независимость Шотландии. В руках главного героя, мы часто можем наблюдать огромный двуручный меч. Это оружие является реконструкцией реально существующего меча.Так называемый Меч Уоллеса в настоящее время хранится в Британском историческом музее. Он был выкован примерно через 300 лет после смерти реального исторического Уоллеса и представляет из себя двуручный меч XVII столетия, подобный тем, что использовались горцами ещё в битве при Куллодене 1746 года. В конце XIII — начале XIV века подобные мечи шотландцам ещё не были известны, как и лохаберские секиры, которые также заметны в фильме «Храброе сердце». ДБ
http://s7.uploads.ru/t/UOfi4.jpg

Для особо любознательных - ссылка https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Типология_Оукшотта

Отредактировано Кристофер Холл (19-09-2018 19:15:11)

+2


Вы здесь » ~ Альмарен ~ » ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАЛ » КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ†n¤