~ Альмарен ~

Объявление

Активисты месяца

Активисты месяца

Лучшие игры месяца

Лучшие игровые ходы

АКЦИИ

Наши ТОПы

Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP Рейтинг форумов Forum-top.ru Демиург LYL photoshop: Renaissance

Наши ТОПы

Новости форума

12.12.2023 Обновлены правила форума.
02.12.2023 Анкеты неактивных игроков снесены в группу Спящие. Для изменения статуса персонажа писать в Гостевую или Вопросы к Администрации.

Форум находится в стадии переделки ЛОРа! По всем вопросам можно обратиться в Гостевую

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ Альмарен ~ » ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАЛ » Огнемёты древности


Огнемёты древности

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

https://greecehist.ru/800/600/https/ic.pics.livejournal.com/aldanov/11891766/1892566/1892566_1000.jpg
Часть основная. Греческий огонь.

Изобретение «жидкого огня» источники приписывают греческому инженеру-архитектору Каллинику, беженцу из сирийского Гелиополя, который перебрался в столицу Византии около 673 г. и, по сути, спас родину от вражеского нашествия. «Греческий огонь» представлял собой легко воспламенявшуюся вязкую смесь из фракций нефти и горючих растительных масел с загустителями (смолой (канифолью), селитрой, серой, негашеной известью). Горящий «жидкий огонь» был настоящим напалмом средневековья – в больших количества давал высочайшую температуру, от которой могли плавиться металлы и даже железо. Его невозможно было залить водой, но лишь засыпать землей или закрыть сырыми кожами, лишив тем самым очаг возгорания доступа кислорода, необходимого для горения. Не об этом ли «рождённом от огня огне» («fl ames begotten of fl ame») писал в своем знаменитом стихотворении «Византия» Уильям Батлер Йейтс, замечая, что «в нём сталь горит и шторм его не гасит»? Из жидкостей «греческий огонь» научились со временем гасить только мочой или уксусом. Особо следует отметить также тот факт, что «греческий огонь» был не просто жидким, но вязким, клейким, липким – загустители играли в нем важнейшую роль. Знакомые с приготовлением «коктейля Молотова» знают, чем отличается простая быстро выгорающая «болтушка» на основе бензина и машинного масла от серьёзно приготовленного по всем правилам «коктейля» с добавлением в нужных пропорциях пластика, пенопласта и ряда других ингредиентов. Попадая в цель, будь то палуба корабля, осадная машина или отряд воинов, горящая смесь «греческого огня» обволакивала, облепляла ее, бысто расползаясь во все стороны, но при этом не стекая с наклонных и даже вертикальных поверхностей, но как бы налипая на них.

Не менее важными были средства доставки. Изначально «жидкий огонь» метали в глиняных сосудах из передвижных, установленных на колесах катапульт на суше или стационарных метательных машин на судах либо со стен крепостей. Долетевший до цели горшок с прикрепленной к нему тлеющей ветошью разбивался и заключенная в нем жидкость эффектно ярко вспыхивала, испепеляя то, на что попадала. Со временем был изобретен огнемет, принципиально ничем не отличающийся от современного. Жидкость выбрасывалась в сторону врага из специальных медных труб – сифонов, сделанных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Они были подсоединены к герметичным котлам, в которые под давленирем накачивали мехами воздух и, открыв кран, можно было выстрелить разогретую огнесмесь, летевшую, по свидетельствам очевидцев, на десятки метров. К вылетавшей из трубы смеси достаточно было поднести горелку, чтобы кипящие капли нефти превратились в ревущую струю пламени, устремленную на врага.

За действие огнеметных сифонов отвечал мастер-протоелат, который был одновременно главой гребцов на судне. В его обязанности входило поддерживать необходимую температуру смеси и давление в котле, чтобы оружие было максимально эффективно и при этом безопасно, ведь избыточное давление или слишком высокая температура могли привести к взрыву и гибели всей обслуги орудия, а то и всего судна вместе с командой. С целью эффективного пожаротушения рядом с сифоном стояли пифосы с уксусом или мочой. Специалист-оружейник был ключевой фигурой, без его военно-технических навыков орудие превращалось в бесполезное, а то и опасное для пытающегося им воспользоваться нагромождение непонятных емкостей, механизмов, трубок и клапанов. Не менее важны были его химические познания о составе огнесмеси, пропорциях и правилах смешивания ее ингредиентов. Арабы и болгары впоследствии не единожды захватывали как сифоны, так и запасы уже приготовленного «жидкого огня», но так и не научились ни использовать, ни воспроизводить это оружие.

По словам хрониста Феофана, император Константин IV, «узнав о движении богоборцев против Константинополя, и сам устроил двухпалубные огромные корабли с горшками огненосными и быстрые корабли с огненными сифонами, и приказал им напасть на неприятеля в Проклианизийской пристани близ Кесарии». Во время боя, когда суда подходили близко или даже вплотную, противника забрасывали горшками с зажигательной смесью и поливали горящей жидкостью. Был также изобретен и ручной огнемет – хиросифон, который мог использоваться одним или, скорее, несколькими воинами во время сухопутного боя, в особенности эффективно – при штурме крепостей.

«Греческий огонь» долго оставался самым грозным оружием средневековья, давая ромеям преимущество над врагами и на море, и на суше, при штурме крепостей. Сами византийцы прекрасно понимали стратегическое значение этого оружия и жестко придерживались запрета на его передачу иноземцам. Император Константин VII Багрянородный (945–959 гг.) в трактате «Об управлении империей» наказывал сыну Роману никогда никому не раскрывать секрет этого супероружия.

«Жидкий огонь» сделал свое дело. Как указывается в хронике Феофана, «зодчий Каллиник, прибежавший к римлянам из Илиополиса Сирийского, морским огнем, который им изобретен, сжег им и корабли, и все дышущее. Таким образом, римляне возвратились с победой и изобрели морской огонь». В итоге большая часть флота мусульман была окончательно сожжена на плаву, а остатки попали в сильнейший осенний шторм, разметавший несожженные ромеями суда. 678 г. стал переломным – арабы были вынуждены снять осаду Константинополя. Одновременно в Ликии было разгромлено и сухопутное войско мусульман под командованием Суфьяна ибн-Ауфа. Византийская армия под командованием Флора, Петрона и Киприана уничтожила 30 тысяч арабских воинов.

https://forumupload.ru/uploads/0001/31/13/2406/252216.jpg

Эксперимент с греческим огнём:

Воссоздание греческого огня:

Подлинный состав «греческого огня» и соотношение его ингредиентов остались неизвестны. Однако в одной рукописи византийского периода имеется любопытное описание, которое, возможно, имеет непосредственное отношение к «греческому огню». Большая часть этой рукописи содержит текст трактата «О сокращенном обучении» (De compendiosa doctrina), принадлежащего автору начала IV в. Ионию Марреллу, глоссарий латинских терминов с многочисленными примерами из позднереспубликанских латинских авторов и частыми вкраплениями греческих фраз. Интересующий нас текст находится па двух последних страницах рукописи и относится к IX в. В нем имеются также некоторые краткие пометки, принадлежащие автору XIV в. Фрагмент о зажигательной смеси расположен между греческим алфавитом и списком дифтонгов и гласных с одной стороны, и выписками из сочинения блаженного Августина — с другой. Содержание его следующее:

«Ингредиенты огня для трех отроков: сырая нефть, пакля, смола, огненная стрела. Сырая нефть — [это] разновидность бальзама, добываемого в Вавилоне [Египте] во влажных местах, которые в разговорной речи мы называем мариски (болотистая местность. — Авт.), и она, кажется, плавает там на воде, словно жир. Кроме того, существует два вида бальзама. Один берет начало из горы Синай, источаясь из скалы, откуда название «скала елея» (то есть нефти. — Авт.)', другой [происходит из] прутьев, которые, связанные вместе, производят неугасимый огонь. Когда сарацины во время войны подходят к месту морского сражения, соорудив печь прямо в передней части корабля, то они (сарацины? — Авт.) устанавливают на нем медный сосуд, полный этого вещества, поместив под ним огонь. И один из них, сделав бронзовую трубу, подобную той, которую крестьяне называют сквитпатория (дудочка — Авт.), на которой играют мальчики, распыляет [эту смесь] на врагов»

Книжка раз
Книжка два

Я потом еще сюда распишу, про ручные огнемёты и греческие (настоящие греческие) огнемёты, если не устану.

+3

2

https://img-fotki.yandex.ru/get/9836/64152229.23/0_d842b_472fc46c_XL.jpg

Хейросифоны и другие ручные огнемёты.

Начиная с эпохи Льва VI во время абордажного боя византийцы имели возможность использовать хиросифоны, то есть переносные (ручные) сифоны. Честь изобретения подобных огнеметов принадлежит самому императору Льву. «Используются также и небольшие сифоны, — сообщает Лев, — другим способом метаемые рукой сильных воинов из-за железных щитов, которые называются ручными сифонами, при нашем царствовании недавно изготовленные».
Сама идея использовать портативные средства для метания огня была не нова. Уже Филон Византийский, живший в конце III в. до н. э, в своем трактате «Механика» пишет о метании огня из ручного орудия. Тот факт, что византийцы обладали подобными технологиями, подтверждается, в частности, миниатюрой рукописи XI в., содержащей трактат Герона Византийского «Об осаде городов». Трактат был скомпилирован в период правления Константина VII, и некоторые его миниатюры, даже если они предположительно и восходят к античным оригиналам, все же должны были изображать военные средства намного более позднего периода.
Независимо от различных способов метания «греческого огня», которые, как представляется, были весьма многочисленными, греки не ограничивались орудиями, закрепленными на кораблях. Переносные огнеметы упоминаются в описаниях сухопутных военных действий в таком количестве источников, что не возникает повода для сомнений, что они действительно существовали и применялись при осадах фортификационных сооружений и в полевых сражениях. Продолжатель Феофана в рассказе о нападении флота эмира Тарса Язамана аль-Хадима на город Эврип (после 883 г.) утверждает, что стратиг Эллады Иниат уничтожил мусульманские корабли влажным огнем со стен. Лев VI рекомендует разрушать осадные башни противника огнеметами  и камнеметами. Никифор Уран расширяет перечень оружия для этого и говорит об огненных сосудах, сифонах, хиросифонах и манганикиях. В «Тактическом компендиуме» имеется соответствующий пассаж о метании жидкого огня с помощью хиросифонов, «которые, — как пишет автор трактата, — наш государь недавно придумал». Наконец, Никифор Фока рекомендует использовать огнеметы даже в условиях полевого сражения: «Следует же командиру армии иметь и маленькие хироманганы, три элакатии, вертлюг с сиянием и ручные сифоны, чтобы, если, может быть, и неприятели будут использовать подобный и равный но численности отряд, посредством хироманганов и посредством изготовленного и текучего огня оказались сильнее супостатов и разбили их». Хироманганы, как полагают одни исследователи, это небольшие ручные камнеметы либо стволы для выбрасывания «греческого огня», как считают другие; сами емкости с горючим веществом должны были находиться на повозках. Элакатии некоторые рассматривают как стволы для метания стрел либо как легкий камнемет, подобный онагру; вероятнее всего, это были поворачивающиеся вокруг своей оси камнеметные баллисты более крупного размера, нежели хироманганы. «Вертлюг с сиянием» — несомненно, жерло сифона для метания «греческого огня».
Предполагается, что устройство византийских огнеметов было достаточно простым: они состояли из сифона, трубы, через которую выбрасывалась горючая смесь, и жаровни для поджигания этой смеси. Не совсем ясно, из чего конкретно были сделаны сифоны. Феофан Исповедник говорит, что сифоны, которые болгарский хан Крум захватил в 812 г. в Девельте, были сделаны из бронзы. Лев VI п Никифор Уран отмечают, что они были «обернуты» бронзой, а Липа Комнина или ее источники утверждают, что у тех сифонов, которые были сделаны по приказу Алексея, были жерла в форме львиных голов и других животных, и они были изготовлены из железа или бронзы: «император поместил па носу каждого корабля бронзовую или железную голову льва пли какого-нибудь другого животного — позолоченные, с разинутой пастью, головы эти являли собой страшное зрелище. Огонь, бросаемый по трубам в неприятеля, проходил через их пасть, и казалось, будто его извергают львы или другие звери».
Инвентарь критской экспедиции 949 г. свидетельствует, что 30 номисм были потрачены на обеспечение 200 либр олова для некоего ремесленника по металлу Михаила, чтобы он спаял вместе или покрыл бронзой различные части сифонов. Очевидно, основанный па олове припой использовался для соединения вместе различных частей сифонов в том случае, если они были бронзовыми.

Подобие ручного хиросифона, только без липкого огня:

Единственная картинка из Полиокретики:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Hand-siphon_for_Greek_fire%2C_medieval_illumination.jpg/250px-Hand-siphon_for_Greek_fire%2C_medieval_illumination.jpg

Современная поделка:
https://forumupload.ru/uploads/0001/31/13/2406/657247.jpg

0


Вы здесь » ~ Альмарен ~ » ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАЛ » Огнемёты древности