Давалось ей это с величайшим трудом, но лучше уж здесь, внизу, на первом этаже, чем тащить за собой наверх и стражу и гробовщика и всех остальных. Тем более, что было самое время, чтобы сделать себе что-нибудь, что притупило бы новый приступ, если он вдруг начнётся, а сделать это можно было только здесь. Но сначала гости, а потом уж насущные дела.
Я желала бы говорить со всеми разом, чтобы не повторяться дважды. - Она внимательно посмотрела на стражника и на женщину, отводя руку в сторону и приглашая их за общий обеденный стол.
- Вилл? Ты будто обеспокоен. - Тихо сказала она, когда тот сел рядом.
- Нет нет, всё хорошо, тебе показалось. - Ответил он и бровью не поведя, а мысленно добавил “Этот дурак приволок в дом упыря под личиной гробовщика.”
- Вот и замечательно, что все, знающие своё дело, собрались. - Она говорила тихо, опустилась на стул, стоящий слева от “главы стола”, тяжело, а трость, на которую опиралась большую часть времени передвижения, поставила рядом, прислонив к ножке. - Прошу простить, что не явилась лично, для меня это пока невыполнимая задача, но, приступим. Я полагаю, что раз к нам пожаловал представитель закона и порядка, мне следует сначала ответить на его вопросы?
Сидевший напротив человек в форме стражника города кивнул. Он был не молод, явно было видно, что происходящее не доставляет ему удовольствия, но более ничего. Только усталость, лёгкая апатия и желание поскорее разобраться.
- Кто вы? В каких отношениях были с покойной? - он достал и положил перед собой какую-то книгу. Рядом на стол опустилась чернильница, а в руке появилось перо.
- Вас интересует что? Раса? Возраст? Родословная? - в голосе её мелькнула нотка лёгкой и горькой иронии на последнем слове.
- Я просил бы быть серьезней.
- Простите. Сказались переживания.
Вилл, что так и не опустился ни на один из стульев, а занялся готовкой какого-то напитка, поставил перед ней чашу с чем-то совершенно отвратительно пахнущим. Она чуть отвернулась, зажмурившись. Видать она знала что там, пить это не хотела, но это требовалось и что ещё хуже - она занал что всё равно выпьет.
- Вам, господа, не предлагаю, уж простите. - Она отпила небольшой глоток и поморщилась. - Меня зовут Рада Варжель. Родилась и воспитывалась в Рузьяне, здесь нахожусь на обучении в Гресской Магической Школе, а так же состою целительницей при лавке. Веду медицинскую практику в этом городе и была другом и личным врачом покойной.
Стражник кашлянул и как-то странно покосился на кружку с напитком.
- Я всё равно при исполнении… - коротко пояснил он и вновь склонился над записями, занося полученные сведения. - Итак, Рада Варжель. Страж чуть приподнял голову, поглядывая на беловолосую женщину. - Как, когда и при каких обстоятельствах наступила смерть? Что вам известно о случившемся? Вы были рядом?
- Я живу в этом доме с её дозволения. - кивнула нимфа и снова попыталась заставить себя отпить то, что ей намешал Вилл. - У неё было больно сердце, а я отлучилась почти на год и не могла за ней приглядывать. Смерть наступила ночью, сердечный приступ. Был небольшой шум из соседней комнаты. Мы нашли её на полу рядом с кроватью. Видать хотела взять воды, потому что рядом был кувшин.
Брови стража нахмурились. То ли он думал о том, что женщина плохо справилась с возложенной на неё обязанностью личного врача, то ли о том, что она помогла старухе с отбытием в мир иной.
- Если вы слышали шум, то почему не пришли сразу? - с ноткой недоверия в голосе продолжил задавать вопросы стражник.
Нимфа взглянула на него как на идиота. Она при нём спускалась с лестницы, опираясь на трость, держась за всё, что было рядом, потому что едва держалась на ногах. Или он был слепой или просто феерически глуп. А может быть он был слишком недоверчив и подозрителен, считая всё происходящее спектаклем. Так или иначе, он должен был вызнать правду и убедиться, что женщина не лжет. Подняв со стола чашку с пойлом, нимфа сделала большой глоток, надеясь на то, что хоть эта дрянь переключит её внимание и заглушит желание кинуть в стражника чем-нибудь потяжелее.
- Я пришла сразу, как смогла. - Ответила она уже спокойнее, чем могла бы, кинься она отвечать сразу. - Вы видели, что я хожу с трудом, а чтобы подняться из постели, мне вообще нужна помощь.
- Как же вы тогда справляетесь с хозяйством? - вполне резонно поинтересовался стражник, оглядывая помещение, в котором было чисто, прибрано и не висела на стенах паутина.
“Я его придушу... ”
“Не стоит... ”
“Нет, придушу, Вилл! Ей богу! Как ты смог с ним сговориться о костре, он ведь упрямый осёл!”
“Он на работе, это его обязанность - допытываться до всех и вся. Э-э-эй! Руку расслабь. Чашку сломаешь.”
Голос подал Ларт, стоявший доселе молча и почти неподвижно.
- Домом занимаюсь я. Уборка, готовка, дров наколоть, воды принести, помочь хозяйке, защитить от незваных гостей… Любой каприз за ваши деньги… Дрэйк Ларт, Ариманский наёмник.
Договорив, Ларт достал из кармана листок бумаги, удостоверяющий личность и род деятельности. Бросил на стол перед стражем. Тот незамедлительно взял его, развернул, пробежался по строчкам текста, рассмотрел печати, поднёс перстень, зачарованный на распознавание подделок и утвердительно кивнул.
- Хорошо, а почему вы не пришли на шум?
Дрэйк ответил моментально и не задумываясь:
- Потому, что сплю в комнате для прислуги, а она в другом крыле. - наёмник переступил с ноги на ногу и криво усмехнулся.
Страж задумался. Вопросов было много, включая то, что он будет делать, если понадобиться нанимательнице, но потом вспомнил, что в покоях есть ниточки с колокольчиками и его могли бы вызвать при надобности, но усопшая, очевидно не успела этого сделать. Впрочем…
- Рада, а почему вы не вызвали наёмника и не наказали ему проверить шум?
- А кто сказал, что я этого не сделала? - спросила она, приподняв белёсую бровь. - Вы ищите в моём поведении мотив к убийству?
- Я ищу ответы на вопросы, которые позволят однозначно сказать, было ли это убийством, несчастным случаем или смерть наступила по естественным причинам. - голос стражника звучал ровно, буднично и спокойно. - Вами уже было получено заключение о причинах смерти? Или вы… со своей профессиональной компетенции можете судить о подобных вещах?
- Могу. - D голосе нимфы послышался холод. - И я вам сразу сказала о причинах.
- Хорошо, верю. А кто-то кроме вас, еще может подтвердить вынесенное вами заключение?
Она выругалась на непонятном языке. Этот страж порядка просто поражал её своей дотошностью. Простучав пальчиками по столешнице, она глянула на Вилла, тот лишь пожал плечами, мол: “терпи родная” и она перевела взгляд на Ларта.
- Будь другом, принеси мне мою сумку, в ней должен быть кристалл. Тело трогать не буду, покажу то, что было видно, может тогда у нашего уважаемого стража не будет более вопросов и он перейдёт к сути. - Она проводила взглядом наёмника и отпила ещё один глоток, поморщившись.
Дрэйк кивнул, обвёл пристальным взглядом собравшихся и достаточно быстрым шагом направился за сумкой. Вернулся, положился на стол перед Радой. Вынув из петлице на поясе волшебную палочку, она легонько ударила по кристаллу и тот поднялся в воздух над столом, завращался, рассыпая по столу тонкую дымку, очень скоро перед ними лежало призрачное тело пожилой женщине. Нимфа притянула к себе образ и начала его в прямом смысле этого слова разбирать, как разбирают его путём разрезания и рассматривания полостей, костей и прочего.
- Смотрите сами… - Она подняла на руке дымчатое сердце и указала кончиком палочки на край. - Видите это? А вот то, как оно должно быть, если человек умер не от сердечного приступа. - Небольшая ямка выпрямилась, выгнулась и приняла нормальную форму. - Ещё вопросы? - так же холодно спросила она, не пытаясь более делать ставку на то, что страж порядка достаточно умён, чтобы не допытываться до целителя.
- Кхм... - кашлянул стражник, когда видение прекратилось. - С этим всё понятно, вопросов более не имею. Желание о сожжении это ваша личная просьба или воля усопшей?
- Воля усопшей.
- Есть ли у вас личные пожелания о месте погребального костра или городская служба может самолично выбрать место проведения церемонии?
Как решат власти. От неё не было пожеланий.
Гробовщик, до этого сидевшая за столом рядом со всеми и молчавшая, негромко кашлянула, привлекая к себе внимание. Стражник небрежно кивнул в сторону девушки.
- Тоже живет здесь? - в голосе слышалось откровенное недоверие. Даже если они и пришли вместе, но похоронных дел мастер держалась в стороне, пока мужчина узнавал всех по именам и причинам здесь находиться.
- Гробовщик при городском кладбище. Марш.
Мужчина заметно расслабился. При службе часто случается хоронить друзей и тогда невольно знаешь, пусть и не в лицо, кто готовит бывшего товарища в последний путь.
- Мисс Варжель, - обратилась к девушке гробовщик, попутно доставая из своей сумки пергамент, перо с чернильницей и начиная записывать все, услышанное ранее. - Не могли бы вы рассказать все, что касается непосредственно покойной. Полное имя, фамилия, место рождения, точный возраст, ближайшие родственники. Остальное мы записали.
- Гвендолин Маргэри Сэлми, в девичестве - Аргворд. Местная уроженка, на данный момент - 73 года. Через неделю должно было стать на год больше. - Ответила нимфа медленно, чётко, чтобы все успели записать и не пришлось переспрашивать. - Две дочери: Аннэт и Гэриэт. Обе замужем, обе в других городах. Были уведомлены и о болезни матери, будут уведомлены и о смерти, как только разберусь с похоронами. Обе не ответили на письма о болезни, а потому, сомневаюсь, что им требуется уведомление о смерти.
Высчитывать точный год рождения сейчас представлялось сущим самоистязанием, быть может поэтому она не стала этого делать в уме, а оставила на откуп девушке-гробовщику. Стражник скрупулезно занёс все данные в книгу учёта городского населения и несколько секунд размышлял, потом пояснил.
- Место будет выбрано за городской чертой, во избежание распространения пожара и неприятных запахов. За городскими стенами есть несколько мест, где можно организовать погребальный костёр. Допускается выбрать северное, южное, западное или восточное направление.
- Я проконтролирую процедуру и потом принесу вам отчет, - добавила Марш, закрывая чернильницу и откладывая в сторону перо.
- Прекрасно! - улыбнулся Вилл и, хлопнув себя по коленям, поднялся со стула. - Раз со стражей мы разобрались, прошу… - Он недвусмысленно указал ему на дверь.
Удивительно, как такое поведение не вызвало бури эмоций и негодования, но стражник был спокоен и невозмутим, а Рада была просто на взводе. Видели это, конечно только Вилл и Ларт, но всё же - лучше упредить драку, чем разруливать её после и Вилл это знал. Нимфа, с уходом стражника, точно бы выдохнула с облегчением. Убрала дымный образ и спрятала в сумку кристалл. Оставалось самое сложное - проводить гробовщика туда, где лежала настоящая Гвен.
Совместный пост с Лартом и Шайло